Спрос рождает предложение - на рынке зарубежной недвижимости тому можно найти массу примеров. Причём куда более тонких, чем появление в ответ на "народные чаяния" предложений понебанальнее Лондона и подальше Кипра. Вот, скажем, ещё совсем недавно продавцы и покупатели с восторгом объясняли друг другу преимущества жизни в многочисленных "русских городках", появившихся чуть ли не по всему миру, - и обе стороны верили своим словам и чувствам безоговорочно. Но где-то на другом конце этой прямой таился до времени, креп и формировался диаметрально противоположный спрос, в полный голос заявивший о себе несколько лет назад: теперь продавцам всё чаще приходится искать ответ на категоричное покупательское "...и чтобы рядом - НИ-КА-КИХ наших".
О крепости и слабости национальных уз
Первые инъекции "зарубежной обособленности" россияне начали получать ещё в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века. Речи о массовой покупке недвижимости за рубежом тогда, конечно, не шло. Зато граждане новой России всё осознаннее прибегали к услугам иммиграционных фирм и всё чаще отправляли детей в заграничные школы - обычные, круглогодичные или лингвистические, летние. В обоих случаях их заботливо предупреждали: "Постарайтесь ТАМ как можно меньше общаться с соотечественниками". Иммигранты шли на это ограничение добровольно - в попытках как можно быстрее вписаться в инако- мыслящую, говорящую и существующую среду. Учащиеся - иногда и в принудительном порядке. Ведь во многих лингвистических школах высокого уровня действуют квоты на приём граждан одной страны, а за подслушанную педагогом беседу на родном языке можно поплатиться весьма существенным штрафом. По сути, это были наши первые массовые навыки зарубежной жизни "вне своих" ("Штирлица и Компанию" в расчёт можно не принимать, иммигрантов предыдущих поколений - тоже).
На рынок недвижимости приобретённый опыт был перенесён далеко не сразу. Скорее наоборот - безъязыкие, юридически безграмотные, с трудом преодолевающие многочисленные барьеры, которые ставил перед ними Запад, прячущие в толстых кошельках свою не менее толстую неуверенность, россияне с радостью кучковались. И, оглядывая заграничные просторы, с гордостью отмечали: вот нас уже сколько здесь - в Марбелье, на Лазурном Берегу, в Герцег Нови, на Барбадосе... Но чувства национального родства хватило ненадолго: похоже, в качестве соседей-владельцев зарубежной недвижимости мы начали надоедать друг другу даже раньше, чем окружающим иностранцам. Тут-то на свет божий и родилось пресловутое "...чтобы никаких русских".
Детальный анализ причин появления этого лозунга можно оставить в стороне - причины в данном случае не столь значимы. Зато крайне важны последствия - в виде ответов на новые вопросы, поиском которых пришлось заняться рынку недвижимости.
Без русских - не хлопотнее. Но с русскими - дороже Как отмечает директор отдела жилой недвижимости компании Knight Frank Екатерина Тейн, "требование об отсутствии рядом соотечественников никак нельзя назвать основным, есть параметры куда более значимые - страна нахождения жилья, близость объекта к морю, метраж или вид из окон. Многие, узнав о наличии в приглянувшемся городке или курортной зоне большого числа русских, просто выбирают места поблизости, в радиусе 20 - 30 км - примером такого решения вопроса может служить популярнейший итальянский курорт Форте дель Марми и его окрестности. Но вообще-то, это специфика любой нации - никто за рубежом не хочет жить в местах с 90-процентным преобладанием соотечественников, все предпочитают здоровый микст".
Впрочем, это вариант весьма мягкой оценки - многие профессиональные участники рынка куда более резки в высказываниях. Максим Залевский, руководитель отдела зарубежной недвижимости компании "Кредит МАКС", честно признаётся: "По отзывам своих коллег я знаком с подобной постановкой вопроса: „Только бы поменьше наших!", хотя сам с этим ни разу не сталкивался. На мой взгляд, это, скорее, некая поза, чем реальное отражение ситуации". Ну, поза не поза, а вот пример из недавнего прошлого, приведённый генеральным директором компании "Калинка-Риэлти" Екатериной Румянцевой: "Один состоятельный русский предприниматель, решивший приобрести особняк в Лондоне, в итоге принял решение о покупке в том числе и соседнего особняка. Как выяснилось, причиной стало нежелание находиться в непосредственной близости с соседями..."
"Если бы мы столкнулись с подобным пожеланием клиента, то прежде всего попытались бы разъяснить, что подобный снобизм не всегда правилен. Особенно если это касается курортных стран (Испании, Болгарии, Черногории и т. д.), так как там „наши люди" уже везде. Хотя, безусловно, если клиент не желает ни к чему прислушиваться, мы постараемся выполнить его желание с максимальной точностью", - продолжает Максим Залевский.
Тут стоит заметить, что подавляющее большинство профессиональных игроков рынка спокойно, если не сказать равнодушно относится к вышеупомянутым капризам клиентов: "Никаких особых проблем не возникает - не понравится одно, слишком „русское" место, найдём другое. Это ненамного сложнее, чем найти ровный участок в местности со склонами или вписаться в ограниченный бюджет - ведь регионов, где преобладают русские, единицы", - констатирует Екатерина Тейн. "Проблем, сопряжённых с данными вопросами, у профессионального риэлтора не может возникнуть", - подводит черту Валерий Барнинец, генеральный директор АН DOKI.
Словом, те, кто хочет жить подальше от соотечественников, вправе рассчитывать на выбор из огромного множества вариантов и при этом на абсолютно стандартный договор об оказании риэлторских услуг, без всяких наценок "за неординарность подбора", но и без скидок в стиле "проблемный клиент". Любые же попытки привязать цену данной услуги к наличию (или отсутствию) россиян в том или ином месте настоящие специалисты склонны называть не иначе как аферой.
Совершенно другое дело - цена самой недвижимости. Нельзя не согласиться с Максимом Залевским, утверждающим: "В туристической индустрии действительно существует понятие изменения цены на отели „без русских". В основном, это обусловлено, мягко говоря, малопривлекательным поведением наших соотечественников. Но цена на недвижимость складывается чаще всего из совсем других составляющих". Однако факт остаётся фактом: приход россиян в тот или иной регион мгновенно поднимает на принципиально новую высоту и строительную отрасль, и цены, а иногда, увы, одни только цены.
Идеальный вариант подобного развития событий можно было наблюдать в Болгарии - именно благодаря русским покупателям здесь появилось немало проектов класса de luxe.
Менее интересно складывались дела в Черногории - первой европейской стране, где россияне стали инвесторами №1, потеснив даже вездесущих британцев: здесь цены, ориентированные на русских, мчались вверх радостным галопом, за которым качество строительства никоим образом не поспевало. И уж совсем тоскливо чувствовать себя "дойной коровой", подсчитывая британскую, итальянскую, французскую и ещё бог знает чью разницу между ценами на недвижимость в местах "компактного проживания русских" и местах по соседству. Так что те, кто выдвигает требование no Russians из сугубо экономических соображений, стопроцентно правы: чем меньше русских, тем ниже может оказаться стоимость м2 жилья (если, конечно, не иметь в виду эксклюзивные объекты, обычно неподвластные рядовым законам рынка).
Справедливым вышеупомянутое требование может оказаться и в том случае, когда речь идёт о подборе инвестиционной недвижимости, приобретающейся с целью дальнейшей перепродажи или сдачи в аренду. К примеру, если на региональном рынке купли-продажи/аренды доминирующие позиции занимают выходцы из Великобритании, Германии или скандинавских стран, вряд ли стоит приобретать инвестиционное жильё в единственном на много миль вокруг "русском" городке: найти покупателя или арендатора будет сложнее, чем в куда более многочисленных поселениях с "иностранным акцентом".
Ограничения по закону и по воспитанию Большинство девелоперов, равно как и большинство покупателей, тоже предпочитает здоровый микст. И потому, как правило, владельцы недвижимости ещё на уровне разработки рекламно-маркетинговой кампании чётко определяют: на рынках каких стран и с какой интенсивностью продвигать проект, чтобы обеспечить этот микст, и именно - здоровый.
Однако не всегда и не всё зависит от рекламы. Например, как отмечает Валерий Барнинец, в Хорватии в ряде комплексов установлен своеобразный "ценз": в них может проживать не более 30% граждан РФ. Чёткие ограничения "по иностранцам" существуют в Таиланде (сейчас местный рынок недвижимости ждёт от нового правительства страны действий по стимулированию иностранных инвестиций, и в числе возможных мер профессионалы как раз называют повышение квоты для иностранцев на приобретение недвижимости в жилых комплексах - с 49% до 65 - 70%).
С другой гранью этой же проблемы сталкиваются претенденты на швейцарскую недвижимость: приобретать здесь жильё иностранцам разрешено даже не во всех кантонах, а там, где разрешено, всё квотировано настолько жёстко, что о любом преимущественном представительстве той или иной нации можно сразу забыть.
Не всё так просто во вдоль и поперёк истоптанной россиянами Испании: "По испанскому законодательству, если человек хочет стать владельцем недвижимости в какой-либо урбанизации, все остальные жители этого „города в городе" должны дать своё согласие. И немало покупателей, желающих приобрести объект без помощи какой-либо компании, сталкиваются с этой проблемой", - рассказывает Елена Острикова, ведущий менеджер отдела продаж компании ABS.
Естественно, сталкиваются. И не только в Испании. И далеко не всегда на законодательном уровне. И гораздо чаще в сегменте элитной недвижимости, чем в сегменте экономкласса. "Существуют лишь единичные представители российской интеллигенции, политической, научной, культурной и бизнес-элиты, общество которых принимает европейская аристократия. Аристократы с заметной холодностью относятся к так называемым нуворишам, быстро разбогатевшим состоятельным особам. Понятие „новые деньги" несколько шире, нежели просто скоро нажитое состояние. Как правило, люди, их заработавшие, были воспитаны в другой среде и не впитали с молоком матери глубокие традиции, правила и культуру фамильного рода. А поскольку большинство состоятельных русских можно причислить к нуворишам, то и отношение представителей старинной аристократии к ним соответствующее", - подчёркивает Екатерина Румянцева.
Не обижайтесь - это ведь правда. Конфликт социумов, так сказать. Может быть, именно на его фоне в отношениях между российскими владельцами зарубежной недвижимости в последнее время наблюдается очевидное потепление. Вздохи: "Опять наши!" - звучат всё реже, и заметно обрусевшие уголки мира уже не столь яро отталкивают новых покупателей обилием соотечественников.
Да и Лондон, где русские домовладельцы за свою азартную приобретательскую всеядность заслужили прозвище Новые арабы, согласитесь, не так уж банален.
Валерия Мозганова ДАЙДЖЕСТ НЕДВИЖИМОСТИ | март - апрель 2009 | № 2 (42)
22.04.2009
|